Каталог

Khadi — обзор и тесты акварельной бумаги ручной работы из Индии

Знакомство с бумагой

В сети можно найти много информации по Khadi, но в глаза бросается неоднозначность тестов, разнящиеся заключения, диаметрально противоположные мнения. Например , одному художнику, то, что краска быстро схватывается кажется плохой управляемостью, я же расцениваю это наоборот как дополнительный контроль, так как именно это позволяет добиться графичности и прорисовать детали на «капризной» фактуре.

Бумага ручной работы имеет своё особенное своеобразие, во многом заключающееся в неоднородности фактуры, большом расходе материалов, и неустойчивости к клейкому креплению, к маскировочным жидкостям.

Однако, характер заливок на такой бумаге сложно переоценить, они особенные — наделены какой-то неуловимой деликатностью, словно вы пишете по ткани, что очень близко к истине. Ведь основная специализация Khadi – это производство ткани, её окрашивание. Все мы знаем, как прекрасны индийские национальные костюмы, выполненные из этих волшебных тканей.

Краски на такой бумаге словно моментально поглощаются поверхностью, дают фактуре звенеть. Более плотные разновидности бумаги ощущаются в руках как бархатистый картон с неоднородными включениями, эти работы хочется трогать подушечками пальцев. Да, цвета гасятся, да, расход большой. Но я буду из того лагеря, кто любит эту бумагу.


Подробнее о ней — в нашей статье.

Производство Khadi Papers расположено на юге Индии в районе выращивания хлопка. Производство полностью экологично и не только не вредит окружающей среде, но и помогает ей.

Вся продукция

Производство

Потрясающая бумага из Индии ручного производства произведена из 100% хлопка. Используемый на производстве Khadi тряпичный хлопок имеет длинные волокна, в отличие от используемых обычно пушистых волокон. Это придает всей бумаге Khadi исключительную прочность и долговечность. Бумага pH нейтральна, изготавливается не рулонно, а листовым способом. Сырье формируется в специальной форме в чане с водой. Характерные края бумаги образуются от трения формы и ящика. 

Вода в производстве бумаги Khadi используется крайне разумно. Сначала чистая вода используется для белой бумаги, затем для светлых, темных цветов и для бумаги из растительных волокон, после чего используется на собственной органической ферме.

Когда узнаёшь немного больше о том, как создаётся эта бумага, то начинаешь иначе воспринимать всю работу с ней и вспоминаешь о важном, подлинном, что так часто стал упускать.
Сама эта бумага — уже искусство. Результат труда, не безразличия, каждодневной кропотливой и трудной работы людей, находящихся так далеко от нас. Прикасаясь пальцами к грубой, плотной бумаге, вглядываясь на просвет на неоднородные включения в теле листа можно почувствовать, как эти листы формировались человеческими руками.

Как для бумаги из локты врезали кору из прутов, вываривали в баках и мешали отяжелевшими деревянными палками. Как формировали пульпу из хлопка для остальной бумаги, которую затем многократно формировали в деревянных рамках с металлическими сетками. Как люди, не щядя своих рук, словно золотоискатели в реках вновь и вновь гоняли хлопковую массу по деревянному мульду, выливая тонкие, равномерные листы. Один за другим. Как окрашивали вручную красителями, сделанными из трав, цветов, орехов, минералов.

И вот теперь этот лист перед художником. Что он изобразит на нём? Наверняка что-то красивое. Столь же красивое как благородный труд людей, день за днем, создающих для нас что-то подлинное. Чувство, когда ты пишешь по такой бумаге сложно описать словами «разносимость», «лёгкость лифтинга». Вид того как пигмент цветёт на неровностях включений сложно выложить в Instagram.

Эта бумага работает на чувства художника, напоминает, что эти ощущения при работе важнее результата. Как путь к цели слаще и важнее её самой. Приобретите бумагу, которую сделали для вас руками и руками же наполните её смыслом.

Все нижеперечисленные наблюдения являются результатом проведённого тестирования, носящего непрофессиональный характер.


Приведённые соображения служат целью максимально наглядно продемонстрировать свойства бумаги, которая не так широко известна, и опыт работы с которой так сильно разнится у пользователей. Базовая же информация из официального источника не раскрывает потенциала данного художественного материала.

Бумага, участвующая в тестах

Крупнозернистая

150, 210, 320, 640 г/м2
В листах и блоках

Среднезернистая

150, 210, 320, 640 г/м2
В листах и блоках

Мелкозернистая

210, 320, 640 г/м2
В листах и блоках

Серая темная

150 г/м2
В листах

Серо-зеленая

150 г/м2
В листах

Черная

210 г/м2
В листах

Описание, фактура, цвет

Акварельная белая

Бумага характерна своей неоднородностью. Она больше напоминает ткань, чем бумагу. Местами среди выраженной фактуры встречаются небольшие гладкие участки, а на просвет видны более плотные участки бумаги.
Текстура выглядит хаотично без видимого повторяющегося паттерна рисунка. Довольно сложно определить фактуру бумаги под стандартные рамки как у других производителей. 

Совершенно роскошные ощущения от прикосновений к этой рыхлости, особенно к рваным краям.

Бумагу можно назвать довольно маркой. Любые загрязнения на рабочей поверхности могут отпечататься на вашем листе, их можно убрать довольно твёрдым ластиком. При этом сильной деформации бумаги визуально не обнаружено.
Также при использовании можно заметить, что проклейка может отличаться от листа к листу. Отчего один и тот же пигмент будет ложиться на бумагу по-разному (текстура будет проступать сквозь заливку в разной степени). Этот аспект также объясним, если помнить о характере производства.

Листы визуально определяются как белые-отбеленные, но не супер белые, если приложить для сравнения лист офисной бумаги, то становится очевидно, что у листа есть кремовый оттенок. Однако, оттенок этот очень деликатный — такой «мягкий» белый. Словно дорогая хлопковая белая рубашка. Стоит отметить, что листы одной и той же бумаги могут слегка отличаться от партии к партии.

Рваные края

Сравнение цветов с офисной бумагой

Цветная бумага

Бумага все также характерна своей неоднородностью. Она больше напоминает ткань, чем бумагу.

Местами среди выраженной фактуры встречаются небольшие гладкие участки, а на просвет видны более плотные участки бумаги.

Бумага прокрашена в массе. Служит прекрасным фоном как для натуралистических работ , где цвет будет звенеть сквозь оттенки и служить частью природного фона, так и для декоративных, где нужно сделать упор на изображение и иметь «готовый фон». Также цветные листы прекрасно подойдут для каллиграфических работ и карточек, особенно учитывая маленькие форматы для них.

Светло-зеленая при некотором освещении кажущаяся даже серой. Оттенки краски имеют тенденцию уходить в тёплое. 

Серая темная похожа на сухой асфальт или пемзу с небольшим отливом в голубой. Оттенки краски имеют тенденцию несколько глушиться плотным цветом листа.


Черная — оттенок можно назвать «припылённым». Это не ярко-чёрный, скорее матовая вариация. На таком листе, за счёт контраста не только цвета, но и мат/глянец, особенно сильно «играют» блестящие краски.

Блоки, альбомы и огромное
разнообразие форматов

Изюминкой ассортимента индийской бумаги Khadi является то, что у них очень много необычных форматов бумаги. Благодаря ручному отливу в формах, могут получаться панорамы, сердечки, квадраты, гармошки и даже круги.

Любителям скетчбуков определенно понравятся необычные блоки: в рулоне, которые можно свернуть, а также длинные панорамы. Варианты блоков с твёрдой обложкой обёрнуты твёрдой бумагой приятного песочного цвета. Бумажное волокно обложки очень приятно на ощупь, но самое очаровательное в этих альбомах — это неровные края листов и их общая неровность, весь альбом словно тот, что художник сделал сам, но выполненный высококлассно.
Альбом раскрывается полностью, получается плоская поверхность, на которой можно рисовать через сгиб, также это помогает при сканировании работ. Такое решение будет очень удобно для прорисовки работ панорамного характера.

Плотность переплёта в сшитых блоках очень выверенная — не слишком тугая (несложно развернуть страницы), и не слишком свободная (краска будет очень сильно просачиваться).

Версии без обложки не уступают в качестве переплёта твёрдым. На них тоже нет никакого дизайна кроме названия алыми буквами, они имеют рваные края по одной или по трём сторонам! Восхитительны на ощупь. В каждом блокноте из белой бумаги присутствуют по два листа серой бумаги. Сама обложка — такой же лист хлопковой бумаги, чуть более плотный, на котором также можно рисовать.

Заливка мокрым-по-сухому, лифтинг

Плотность 150г/м2

Из-за фактуры краска накладывается с усилием. Для удобства следует хорошо смочить кисть и краску. Как следствие — повышенный уровень контроля, мазок чёткий. При смешивании выдает короткий градиент с приятным затуханием в соседствующем пигменте. Даже при нанесении краски с небольшим количеством воды эта бумага имеет тенденцию выгибается в сторону пользователя. После высыхания на неплотной заливке видны микроскопические белые точки.
Бумага моментально впитывает в себя краску и влагу, от чего к концу нанесения может образоваться эффект сухой кисти.

Плотность 210г/м2

Краска разносится с приятным сопротивлением, т.е. ощущается дополнительный контроль над мазком.

Влага с кисти и краска очень быстро поглощаются поверхностью. Смешение прямо на листе очень приятное, словно краска сама хочет смешаться. Затухание градиента выглядит отчётливо, но, при этом, мягко. Обычная заливка остаётся яркой. Цвет равномерный, выглядит бархатисто. Из-за рыхлой фактуры появляется естественный эффект лёгкой грануляции.

Плотность 320г/м2

Бумага быстро выпивает влагу и появляется эффект сухой кисти. Краска наносится с неким затруднением очень неравномерно, то есть выдаётся максимальный уровень контроля. При смешении на листе выдаёт короткий градиент с довольно четкими затуханием. Общий вид заливки деликатный. Краска быстро проникает в поры бумаги, стабилизируется в ней и заметно гаснет.

После высыхания заливка остаётся яркой и звенящей и очень равномерной при плотном нанесении краски.

Плотность 640г/м2

Бумага быстро выпивает влагу и появляется эффект сухой кисти. Краска наносится с неким затруднением очень неравномерно, то есть выдаётся максимальный уровень контроля. При смешении на листе выдаёт короткий градиент с довольно четкими затуханием. Общий вид заливки деликатный. Краска быстро проникает в поры бумаги, стабилизируется в ней и заметно гаснет.

После высыхания заливка остаётся яркой и звенящей и очень равномерной при плотном нанесении краски.

Серые, 150г/м2

Смешение красок на листе выполняется с максимальным ощущением контроля. Краска ведёт себя послушно. Нанесение требует некоторого усилия и достаточного смачивания инструмента во время работы. Бумага несколько деформируется от нанесения на неё влажной среды.

Черная, 210г/м2

Краска легко принимается бумагой, не происходит деформации листа. По ощущениям, лучше набирать жидкость обильно, потому что бумага быстро выпивает кисть.
При смешивании двух металликов видно, что они сохраняют прозрачность, фон красиво проглядывает. Из-за характеристик металликов, отличающихся от стандартной акварельной краски, нанесение происходит с большим усилием чем обычно, и для создания градиента необходимо дополнительное смачивание.

Если наложить на эту бумагу хамелеон Rembrandt от Royal Talens, отличающийся своим невероятным блеском, то данная бумага позволит в полной мере раскрыть потенциал этой краски. Это скорее относится к качеству акварели, чем самой бумаги, однако, в рамках теста, интересно показать ещё раз этот превосходный материал.

Лифтинг, вымывание краски

Ещё свежая краска удаляется на много тонов, но для этого нужно много раз провести кистью и промыть участок. Край поднятого участка несколько рыхлый.

Высохшая краска, в свою очередь, также подвержена существенному вымыванию. И для этого требуется даже меньшее количество усилий. При этом зона лифтинга может быть выполнена с более ровным краем.

У 640г/м2 полностью высохшая краска «поднимается» c некоторым усилием. Краска сильно въедается в эту бумагу. Однако, поверхность, даже после многочисленных механических воздействий, совершенно не портится. Край вымываемой области, более аккуратный, чем при снятии свежего пигмента, но не такой чёткий как на бумаге в 320г/м2.

Лифтинг высохшей краски у 150г/м2 происходит даже легче, чем в свежем виде. Требуется в 2 раза меньше механического воздействия, чтобы добиться снятия почти до белого. При этом, край вымытого участка ещё более контролируемый, ровный.

По-мокрому

Плотность 150г/м2

При нанесении краска сразу подчёркивает текстуру, становясь заметно темнее в углублениях. При высыхании это выливается в визуальный объём. Лист приподнимается в сторону пользователя. Обильное смачивание может привести к образованию луж (после высыхания лист полностью стабилизируется без следов).

При смешении выдаётся короткий градиент, который сложно назвать плавным, но он может носить и более размашистый характер, при добавлении большего количества воды.
Бумага довольно долго сохнет. Заливки остаются яркими. Градиент выглядит очень отчётливо, контрастно, что может хорошо сыграть в работах декоративного, графичного свойства.

Плотность 210г/м2

Краска разносится с приятным сопротивлением, т.е. ощущается дополнительный контроль над мазком. Влага с кисти и краска очень быстро поглощаются поверхностью.

Смешение прямо на листе очень приятное, словно краска сама хочет смешаться. Затухание градиента выглядит отчётливо, но, при этом, мягко. Обычная заливка остаётся яркой. Цвет равномерный, выглядит бархатисто. Из-за рыхлой фактуры появляется естественный эффект лёгкой грануляции.

Плотность 320г/м2

От смачивания лист не деформируется. Удаётся создать очень плотную заливку. Бумага принимает краску с некоторым усилием, мазки легко контролировать, что будет полезно в работах, где важна графичность.

Попадая во влажную среду, краска немного движется по волокнам самостоятельно. Делает это равномерно, а при сталкивании с соседним пигментом даёт короткий, но волосистого вида цветовой переход.

Плотность 640г/м2

Лист принимает воду очень хорошо, абсолютно не деформируется! Кисть движется с неким сопротивлением, что неудивительно, учитывая фактуру. При окрашивании видно как пигмент впивается в поры бумаги и распределяется вперёд самостоятельно, при этом делает это очень равномерно.

При сталкивании с соседним пигментом, самостоятельно вливается в него, создавая градиент резкого характера с волосянистым переходом. Если же «помочь» краске кистью, то можно добиться любого желаемого градиента, в том числе плавного и длинного. То есть данная бумага позволяет сделать смешение того вида, который нужен художнику (и графичность и натуралистичность.).

Серые 150г/м2

При смешивании неконцентрированной краски, градиент получается нежным. Пигмент сильно подчёркивает текстуру, отделяя «комочки» краски в углубления бумаги, отчего создаётся «шум» в заливке.

Черная 210г/м2

При такой технике краска может быть сильно разбавлена и выдать деликатную заливку, звенящую на тёмном фоне. Если говорить про смешиваемость, то она на хорошем уровне, удаётся создать красивый натуральный градиент. Заливка при этом подчёркивает текстура бумаги, визуально напоминающую холст, плетёную ткань.

Распадение пигмента

Плотность 150г/м2

Бумагу рекомендуется тщательно смочить, так как в сухом состоянии краска накладывается с ощутимым трудом. Пигмент быстро всасывается бумагой, проваливается в поры, образуя «тёмные участки», сразу подчёркивающие текстуру. Эффект несколько неконтролируемый, отличающийся скорее сдержанностью, чем отчетливостью. Этой бумаге свойственно глушить цвет после высыхания.

Плотность 210г/м2

Краска очень сильно подчёркивает фактуру. Одновременно это означает и некую неоднородность получаемого эффекта и его дополнительную «натуральность». Такой эффект может стать очень выигрышным для отдельных художественных работ. Краска заметно глушится после высыхания.

Плотность 320г/м2

Лучше накладывать краску с большим количеством воды, так как в сухом виде достаточно сложно класть на бумагу.

Получаемый эффект превосходит все ожидания — стихийное пропадение пигментов в поры бумаги делает эффект особенно волосистым, контрастным, выглядит «богато»! Заливка напоминает природные объекты, звенит и переливается, совершенно волшебно играет на поверхности.

Плотность 640г/м2

Лучше применить краску с большим количеством воды, т.к. бумага охотно её «пьёт». Краска схватывается моментально, происходит очень отчётливое распадение пигментов. Текстура идеально играет с краской и раскрывает её потенциал полностью.

Делаем вывод, что на этой бумаге и на образце в 320г/м2 пользователю удастся добиться самого лучшего эффекта гранулирующей естественно или искусственно краски.

Серые 150г/м2

Краска моментально впитывается, подчёркивая повторяющуюся текстуру бумаги. Эффект равномерный, благородно-пыльного характера. После высыхания цвет немного глушится, но обретает некоторую «натуральность».

Черная 210г/м2

Искусственно гранулирующая краска от Van Gogh, предназначенная для использования на тёмной бумаге абсолютно не раскрыла свой потенциал. Эффекта просто не было видно, при повторной попытке, другим цветом, краска также абсолютно потерялась на фоне. Она лишь немного затонировала бумагу, но привычного звенящего эффекта не наблюдается.

Стресс-тест

Плотность 150г/м2

Памятуя о том, как бумага деформируется от влажной среды, даже в стандартных техниках, предпринимать её проверку стресс-тестом было несколько боязно. И действительно, при чрезмерном смачивании, прямо на глазах стали образовываться «лужи».


При накладывание краска ложилась как разбавленная, сразу подчеркивая. При смешивании с соседним пигментом краска довольно ощутимо растекалась. Под гравитацией пигменты стали довольно хаотично перетекать друг в друга, и излишки влаги активно двигались вдоль скотча.
Зоны углублений на бумаге были активно заполнены частицами пигмента, из-за чего во влажном состоянии казалось, что заливка получится очень неравномерной. Излишки краски вместе с водой, скопившиеся в углах заливки были столь обильны, что пришлось в небольшой степени смакнуть их кистью из образовавшихся луж.

После относительного скорого высыхания, разбавленная краска выглядит сильно посветлевшей, в некоторых местах уходит практически в серый. Заливка носит неаккуратный характер, лужи действительно сказались на равномерности окрашивания. Лист был закреплён на стекле, хорошо стабилизировался, но лёгкие признаки «волн» видны глазу.
Из чего делаю вывод, что бумага данный граммовки прекрасно справляются с влажными техниками при стандартной работе, а стресс выдерживает плохо.

Плотность 210г/м2

Если залить бумагу водой, то она подвержена равномерному приподниманию в сторону пользователя.

Краска после нанесения сразу стабилизируется и почти не распределяется по водной среде. Под гравитацией небольшие потоки не впитанной воды движутся вдоль скотча.
После высыхания стресс-заливки становится заметно, что фактура бумаги словно светится сквозь пигмент (этот эффект ещё более очевиден на окрашенных вариантах бумаги Khadi).

Плотность 320г/м2

Стресс-тест подразумевает под собой чрезмерное смачивание поверхности водой, проверку самостоятельного смешения пигментов под гравитацией, а также при проведении кистью. Попытка выяснить как сильно подвержена деформации бумага в тех условиях, в которые её редко ставят при рисовании.

При работе даже в сверх увлажненной среде всё время хочется добавить ещё воды. Бумага прекрасно её принимает. При нанесении краски в сверх увлажненную среду она удивительным образом всёравно идёт строго за кистью пользователя.

При попытке смешать её под гравитацией образуются потёки, идущие вдоль линии скотча.
Но по центру градиент остаётся таким, каким его задал пользователь при наложении. То есть краска даже в огромном количестве воды очень быстро стабилизируется на поверхности.
Бумага, зафиксированная на оргалите, чуть заметно и равномерно приподнимается в сторону пользователя всей своей площадью, при этом никаких «луж» на поверхности не образуется. Будучи ещё во влажном состоянии, на заливке видны места углублений, где скапливается больше количество пигмента, из-за чего кажется, что окончательная заливка будет носить неравномерный характер.

После высыхания можно сделать ряд наблюдений. 

Во-первых: разбавленная краска довольно сильно бледнеет на бумаге, возможно благодаря этому градиент и вся заливка выглядят ненавязчивыми.
Во-вторых: по краям заливки, где были излишки воды, заливка пострадала. Из чего делаю вывод, что на этой бумаге лучше использовать контролируемые заливки, а техника «под гравитацией» может нанести вред конечной работе.
В-третьих: бумага стабилизируется и приобретает вновь вид ровной поверхности.

Плотность 640г/м2

Чтобы обильно смочить эту бумагу потребуется довольно много воды, так как она легко её принимает. При этом лист долго остаётся во влажном состоянии.

При нанесении пигмента, видно что он немного движется самостоятельно, но ограничено и равномерно, при этом край такого перетекания имеет волосистый вид. При столкновении двух пигментов происходит очень деликатное их смешивание, потому что краска практически сразу стабилизируется на отведенном ей месте. Под гравитацией ситуация практически не меняется, и всё что движется - это излишки краски и влаги вдоль линии скотча.

Сама заливка получается натурального вида , в перетеканиях нет экспрессии, они аккуратного, спокойного характера. После высыхания разбавленная краска выглядит не так равномерно как при технике мокрым-по мокрому. Углубления текстуры очень сильно подчёркнуты скоплениями пигмента, из-за чего появился неожиданный эффект который может быть прекрасно использован в художественных техниках. Заливка выглядит, несмотря на свой общую бледность, объёмно, а сам лист возвращается в своё стабильное ровное состояние после высыхания.

Серые 150г/м2

Чрезмерное смачивание листа сильно его деформирует, приводит к формированию луж. Краска с водой под гравитацией свободно и повсеместно распределяется, течёт свободно, успевая окрашивать поверхность и равномерно смешиваться с соседним пигментом.

При более концентрированном нанесении характер смеси остаётся прежним, однако фактура бумаги видна сквозь краску совершенно иначе - её вид носит более геометричный характер.
Заливка после высыхания выглядит необычно, словно в свойства краски вплетаются дополнительные свойства волокон бумаги. Текстура будто выступает наружу сквозь пигменты в виде прожилок нервной системы.

После довольно быстрого высыхания зоны повышенной влажности лист стабилизируется на глазах. Следов «луж» не отмечено.

Черная 210г/м2

Эта бумага достойно выдерживает обильное смачивание, визуально не деформируясь. При нанесении краски с металлической взвесью, было видно как она хаотично распределяла блеск в активной влажной среде. При добавлении второго оттенка ситуация повторялась. Но краска практически не перетекала самостоятельно, её необходимо было ввести кистью. Другими словами, краска довольно быстро стабилизируется, и даже под гравитацией краска распределяется в меньшей степени, чем от руки художника.

После высыхания бумага кажется нетронутой. Складывается полное впечатление, что эти листы можно смело разрисовывать с обеих сторон.

Чернила, карандаш

Плотность 150г/м2

Тушь пером накладывается без рыхления линии, лёгкое переключение толсто/тонко. Мелкие детали немного сложно прорисовывать, требует большего нажима на перо, при этом - никаких скрипящих звуков. Довольно большой расход чернил. Бумага благодарно принимает в себя чернила, но цвет остаётся ярким.

Тушь кистью распределяется очень благодарно. Но жидкая среда приводит к равномерному выгибанию бумаги в сторону пользователя. После высыхания заливка выглядит ярко, фактура подчёркнута сильно.

Графит — сверхмягкий и более твёрдый графит накладывается так, что более мягкий выдаёт линию с микропрерываниями, а твёрдый-более чёткую. Штрихи удаляются мягким ластиком без следов и углублений. Но при неделикатном стирании следы усталости появляются ощутимо быстро. Лучше всего использовать мягкие каучуковые ластики (вроде Milan).

Бумага довольно марка, на ней легко остаются следы от графита, пыли. В тоже время, её легко очистить ластиком. Поверхность рыхлая, пористая и при работе с ней лучше не использовать большое количество сухих материалов.

Плотность 210г/м2

Тушь пером — выдаёт линию желаемой толщины без рыхления. Перо не скрипит и не встречает сильного сопротивления от фактуры.


Тушь кистью — наносится очень легко, равномерно, но сохнет не очень быстро. Бумага абсолютно не деформируется и не проникает на обратную сторону листа. Цвет очень яркий.

Графит— мягкого и более твёрдого карандаша накладывается ощутимо по-разному, но стирается на удивление легко и одинаково (проверялось ластиком Milan). После стирания следов от нажима грифелем не заметно.
Бумага довольно марка на ней легко остаются следы от графита, от пыли, но, в тоже время, её легко очистить ластиком. По ощущениям она довольно рыхлая, пористая и при работе с ней лучше не использовать большое количество сухих материалов. Карандаш повышенной мягкости без труда наносится и стирается, однако на гладкой и деликатной поверхности могут остаться бесцветные углубления от нанесения. Признаки же настоящей «усталости» поверхности могут появиться только после третьего-четвёртого захода «мягкий карандаш/ластик» на одном и том же участке.

Плотность 320г/м2

Тушь пером выдаёт линию желаемой толщины без рыхления. Перо не скрипит, встречает минимальное сопротивление от фактуры, из-за чего нужно приложить некоторые усилия. На листе удаётся проработать мелкие детали. Линию не ведёт. Расход чернил достаточно умеренный.

Тушь кистью наносится очень легко, равномерно, без затруднений. Даже при работе в один слой получается равномерная заливка,+ плотная без не прокрашенных участков. Во влажном виде кажется, что в неровностях бумаги происходит чрезмерное скопление материала. Однако, при высыхании не видно чётких переходов. Заливка однородна, объёмна и цвет выглядит натурально.

Графит мягкого карандаша удаляется ластиком с видимым деформированием верхнего слоя бумаги. После стирания остаются следы от грифеля тем более сильные, чем мягче грифель карандаша. Тонкие слои карандаша стираются пластиком без следов, если проявить деликатность. Поэтому при нанесении эскизов набросков на бумагу лучше не сильно нажимать на графитовый карандаш.
Бумага довольно марка на ней легко остаются следы от графита, от пыли, но, в тоже время, её легко очистить ластиком. По ощущениям она довольно рыхлая, пористая и при работе с ней лучше не использовать большое количество сухих материалов.

Плотность 640г/м2

Тушь пером выдаёт линию желаемой толщины без рыхления. Перо не скрипит и не встречает сильного сопротивления от фактуры. Линию может всё же несколько вести из-за фактуры. Бумага очень благодарно принимает чернила, которые остаются яркими. Само нанесение –очень приятное, хотелось продолжать наносить всё новые и новые штрихи и делать их экспрессивнее, чем обычно. То сопротивление, которое обеспечивает всё же рыхлая поверхность, ощущается как дополнительный контроль, не так страшно допустить ошибку, ведь «тормозной путь» очень короткий.

Тушь кистью наносится приятно и легко с полным контролем кисти по текстуре, тушь словно впечатывается к бумагу. В ещё влажном виде заметно, как тушь проваливается в поры, создавая затемнения в заливке. Благодаря этому, после высыхания заливка выглядит очень объёмно и на удивление ярко. Рыхлая текстура буквально звенит сквозь тушь.

Мягкий графит наносится довольно легко, со звуком, но стирать его надо аккуратно, бумага держит, но следы усталости появляются относительно быстро. Твёрдый графит ведёт себя также, за исключением того, что его следы с бумаги удалить проще.
Бумага довольно марка, на ней легко остаются следы от графита, от пыли, но, в тоже время, её легко очистить ластиком. По ощущениям она довольно рыхлая, пористая и при работе с ней лучше не использовать большое количество сухих материалов.

Серые 150г/м2

Тушь пером — выдаёт контролируемую линию без растекания. Сопротивление, учитывая текстуру бумаги, удивительно незначительное.

Тушь кистью — наносится легче, чем акварель, равномерно, не коробит бумагу. Сохнет молниеносно.
Заливка немного тушится цветом бумаги, создающим некий подтон заливке, но остаётся равномерной и насыщенной.

Cверхмягкий и более твёрдый графит накладывается так, что более мягкий- выдаёт линию с микропрерываниями, а твёрдый-более чёткую. Штрихи удаляются мягким ластиком без следов и углублений. Но при неделикатном стирании следы усталости появляются ощутимо быстро. Лучше всего использовать мягкие каучуковые ластики (вроде Milan).

Бумага довольно марка, на ней легко остаются следы от графита, пыли. В тоже время, её легко очистить ластиком. Поверхность рыхлая, пористая и при работе с ней лучше не использовать большое количество сухих материалов.Карандаш наносится стандартно, но степень удаления графита с этой бумаги сильно зависит от мягкости грифеля (чем мягче карандаш, тем больше следов грифеля остаётся в текстуре бумаги). Карандаш наносится стандартно, графит снимается полностью и мягким и твёрдым ластиком, но остаётся бесцветный след от нанесения карандашом. Следы от нестёртого грифеля появляются после 4-5 процедуры штриховки/стирки на одном участке. При этом поверхность не рыхлится.

Черная 210г/м2

Тушь пером — линия кладётся абсолютно стандартно. Но из-за окрашенности бумаги может возникнуть необходимость в более кроющей туши/чернилах, которые придётся набирать на перо с большим расходом и привыкать к их густоте. Это больше говорит об используемой туши, чем о бумаге.
Тушь ложиться с ощутимым сопротивлением и прорисовывать и детали довольно сложно виду её густоты, приходится очень сильно нажимать на инструмент. Это приводит даже к лёгкому царапанью. В тесте участвовала тушь от Winsor серии Drawing, она неплохо перекрывает поверхность. Поэтому при работе кистью она показывает совершенно другие результаты.

Тушь кистью — для теста также использовалась акриловая неоновая, и акриловая серебряный металлик. Характер наложения гладкий, лёгкий, беспрепятственный. Безусловно, металлик выглядит наиболее выигрышно и плотно. На тёмной текстурированной бумаге неоновая краска раскрыла свой потенциал в том плане, что подчеркнула текстуру бумаги, оставаясь при этом прозрачной.

Графит — легко наносится и снимается ластиком, не оставляя после себя следов. На фоне матовой бумаги графит очень отчётливо виден своим поблёскиваем, что хорошо для эскизов. Т.е. несмотря на цвет, на этой бумаге можно выполнять наброски, в которых будет даже больше деликатности, чем на светлых вариациях бумаги.

Маскировочная жидкость

Тесты проводились на образцах бумаги в 100, 150, 320 и 640 г/м2. И были провалены. Данная бумага не поддерживает технику ограничения зон окрашивания таким путём.

Маскировочная жидкость на бумаге свыше 300 г/м2 сохнет довольно быстро, полное высыхание наступает спустя 6 минут. При удалении нужно проявлять большую аккуратность. Первоначально для удаления использовался тонкий металлический предмет при постепенном аккуратном снимании маска позволяет удалить себя ровным тонким слоем, удаётся избежать сильного разрушения поверхности, клейкого слоя же вовсе не остаётся. Границы защищаемой области нечёткие. Во многих местах бумага не справляется и отрывается «с мясом». Если предпринять попытку стирания ластиком, то снятие происходит легче. Рыхления бумаги заметно сильнее по краям.

Приходим к выводу, что плотная разновидность этой бумаги лучше справляется с техникой маскировочной жидкости но всё ещё не позволяет пользоваться ей для выполнения художественных работ.

Работа со скотчем

Удаление скотча с этой бумаги по-прежнему является проблемой. Он может удалиться либо вовсе без повреждений, либо уничтожив работу, в одних и тех же обстоятельствах. Более того, скотч не обеспечивает абсолютно ровные защищаемые поверхности и края защищаемой поверхности несколько волнистые.

В зонах сухих техник снимается с лёгким рыхлением поверхности, однако сильно не деформирует бумагу и не оставляет липкого следа, а также защищает заливку как положено. Рекомендуется деликатное снятие скотча, от этого сильно зависит то, насколько сильно будет деформирован верхний слой. В зонах повышенной увлажнённости может неожиданно отрывать от поверхности куски. К зоне стресс заливки отделился удивительно легко. Лишь в незначительной степени пропустив под себя немного влаги в месте где из-за гравитации залилось очень много воды.
Делаю вывод, что показатели снятия скотча на этой бумаге — это лотерея, где может сняться хорошо, а может оторвать вам заливку вместе «с мясом».

Рисунки и ассорти

Для теста использовались:

Сумеречно-желтый Van Gogh

Неоновая зеленая Movemoon

Устойчивый желтый темный Mijello

Красный перманентный PWC

Церулеум Mission Gold

Голубой Фтало PWC

Тушь Winsor&Newton

Чернила Kandahar

Белка-микс Pinax

Соболь Winsor&Newton

Малярный скотч

Перо Nikko

Приобрести бумагу:

Заключение

Самые худшие показатели бумаги Khadi связаны с аспектами механического воздействия-такими как скотч или маскировочная жидкость. Полагаю, это связано с общими характеристиками и эксплуатационными качествами бумаги ручного производства. Следует помнить, что перед вами не та бумага, к которой мы все привыкли. Данные листы — это бумага ручного литья, у неё есть характер. В этом случае, крайне важно осознать все её минусы и наслаждаться преимуществами. Бумага со своеобразием. Попробовав её однажды, вы сразу почувствуете либо её потенциал, или же то, что это «не ваше».

Бумага капризна в обращении, её легко деформировать скотчем, она поглощает много краски и воды. Но, при этом бумага не живёт своей жизнью, она выдаёт потрясающий контроль в сухих техниках, прекрасно взаимодействует с тушью (чувствует тушь).

Грануляция на этой неоднородной текстуре выдаёт тот самый эффект, за который многие его так любят. При сверхвлажных заливках можно получить удивительно гармоничный и неоднозначный эффект с проступающей через заливку фактурой бумаги.

Я очень постаралась быть объективной, несмотря на то, что это мой любимый продукт во всём сегменте акварельной бумаги, что мне доводилось пробовать. Сама эта бумага — уже искусство. Результат труда, не безразличия, каждодневной кропотливой и трудной работы людей, находящихся так далеко от нас..