Пастель — сыпучий материал. Основная задача бумаги — зацепить пастельную пыль и удерживать её, а также позволить ей наслаиваться.
Пастельная техника подразумевает большую чувствительность к поверхности, это роднит её с акварелью, где бумага также играет главенствующую роль. Правильно выбранная бумага — это, возможно, половина успеха в работе. На неподходящую бумагу: пастель будет ложиться комками, осыпаться, не будет наслаиваться, и не удастся создать хорошие растяжки. При выборе следует обращать внимание на такие факторы как фактура, растираемость, наслоение, удаление.
Бумага от Canson широко известна в нашей стране и получила заслуженный успех благодаря соотношению цена/качество. Существует 2 вида такой бумаги. Каждый из которых прекрасно подходит для своих художественных задач.
Интуитивно, разница между этими сериями всем ясна, если же важны детали, о них пойдёт речь на страницах нашего сайта, а также в этой статье. |
|
|
|
Основанная в далеком 1557 году семьей Монгольфье, французская компания по производству бумаги Canson на данный момент является одной из самых старейших во всей Франции. | Приобрести бумагу |
|
|
|
Все нижеперечисленные наблюдения являются результатом проведённого тестирования, носящего непрофессиональный характер. Приведённые соображения служат целью максимально наглядно продемонстрировать свойства бумаги, которая широко известна, но для тех, кто еще не пробовал ее в работе. Базовая же информация из официального источника не раскрывает потенциала данного художественного материала.
|
|
|
|
| Mi-teints Touch | 355 г/м2 В листах 50x65см, в склейках |
|
| Mi-teints | 160 г/м2 В листах 50x65см, в склейках |
|
|
|
Mi-teints Touch | Пастелисты пользуются цветом фона как самостоятельным изобразительным инструментом. Цвета мелков на верно выбранном фоне выглядят особенно ярко и выигрышно на контрасте. На чёрной/тёмной бумаге пастель может выдавать самый большой уровень яркости. Особенно эффектно, когда чёрный цвет задействован в изображении и в идейном контексте, например в ночном пейзаже, или натюрморте средневековой школы.
Серый, коричневый и другие «спокойные» оттенки выступают в роли объединяющего цвета в любой работе, являются универсальными. Их удобство в том, что их можно как утемнять, так и осветлять, а не только работать методом вычитания как на белой или чёрной бумаге.
Палитра линейки Canson Mi-Teintes Touch ограничена, но содержит в себе все самые востребованные оттенки. |
|
|
|
Mi-teints | Палитра цветов Mi-teints богата на оттенки, поэтому практически каждый сможет тонко подобрать себе цвет в качестве фона для работы.
Поскольку преимущественно в пастели используется окрашенная бумага, важно чтобы она не содержала кислот. В обратном случае она будет подвержена выцветанию со временем. Mi-Teintes и Mi-teints Touch производится без кислот и лигнина. |
|
|
|
| 595 |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
|
Mi-teints Touch | Это наиболее распространённый и бюджетный вариант абразивной бумаги на российском рынке. Бумага подойдёт для всех видов сыпучих материалов: пастели, угля, графита, сангины, карандашей, мелков. Но также она устойчива к намачиванию.
|
|
|
|
Зачастую, бумага для пастели «с эффектами» бывает специфической и довольно сложной в освоении. Touch, в свою очередь, комфортна в работе, прощает ошибки и является одной из самых доступных как по принципу распространения, так и по ценовой политике.
Бумага с напылением — это интересная версия, позволяющая пастели раскрыться во всей красе и яркости. Лист представляет собой картон плотностью в 335 г/м2 с абразивным напылением, имитирующим поверхность наждачной бумаги. Абразивное микро-напыление содержит в себе желатин, служащий ограничению поглощения пигментов поверхностью. Бумага светостойкая, 50% хлопка в составе.
Пастель не всегда прокрашивает всю поверхность листа, в этом особенность техники. И через непрокрашенные промежутки просвечивает фон, что придаёт работе неповторимый живой характер. |
|
|
|
Работа с «наждачной» бумагой отличается от работы с обычной. Пастель проникает глубоко в поры и её не получится полноценно растушевать пальцем. Тут пригодятся инструменты для растирки, например трафаретная кисть, или растирка.
Во время работы прокрашенные ранее области почти не смазываются, пастель ощутимо въедается в бумагу. При активном использовании, бумага показывает себя очень стойкой, почти не видно следов «усталости».
Лист очень благодарно принимает пастельные карандаши, что бесценно для любителей тонких деталей или просто уточнений, а также начинающих пастелистов, которые увереннее чувствуют себя с карандашами, а не с мелками.
Весь лист по периметру обрамлён белой «рамкой», защищающей края абразивной рабочей поверхности. Рабочая сторона у листа одна, а с обратной представляет собой белый лист с мелкой повторяющейся текстурой. |
|
|
|
Mi-teints | «Рабочая лошадка» для многих пастелистов — она полностью отвечает требованиям профессиональных художников. Линейка очень доступна, повсеместно известна и, наряду с Fabriano Tiziano, является лидером своего сегмента на нашем рынке. Среди цветной художественной бумаги "Mi-Teintes" имеет самое высокое содержание хлопка в 50%, что позволяет использовать ее не только с пастелью, но и со многими другими художественными материалами.
|
|
|
|
Листы с ярковыраженной текстурой «соты» с одной стороны и шероховатой с другой. 2-х сторонняя рабочая поверхность — это очень удачный момент для художника. Соты можно счесть навязчивыми и неестественными в определённых случаях, потому так ценно, что лист можно просто перевернуть. Любые замятости, которые могут возникнуть на листе отчётливее видны на фактуре соты, чем на гладкой стороне.
Главное характерное отличие кроется в характере получаемого мазка. На «гладкой» стороне листа можно нанести более плотный, пастозный штрих. На «сотах» фактура будет сильно звенеть через смазы. В зависимости от художественной задачи такой эффект может как «выбивать», так и быть выигрышным.
|
|
|
|
Пастель не всегда прокрашивает всю поверхность листа, в этом особенность техники. И через непрокрашенные промежутки просвечивает фон, что придаёт работе неповторимый живой характер.
Пастель на таком листе легко удаляется ластиком и растирается. Поверхность держит множество слоёв. Бумага не плотная, но на ней приятно работать, лист не заминается при интенсивных движениях. |
|
|
|
Если проводить быстрое сравнение 2-х версий бумаги (далее – «обычная» и «Touch» или «абразивная»), то:
Paper tooth (зубчик) в обычной бумаге не такой выраженный, поэтому держит меньше слоёв чем Touch.
Неабразиваная бумага более экономно расходует материал. Пастель выглядит на ней не так ярко и плотно как на абразивной, но не следует забывать об экономии. Также «обычная версия» не требует специального подхода в работе.
Обычная бумага не влагоустойчива, на абразивной бумаге пастель можно размыть, зафиксировать водой, спиртом, фиксативом. Как правило, на обычной бумаге мазок выглядит менее насыщенно, сочно, по сравнению с абразивной.
Touch более плотная, но односторонняя, в то время как обычная бумага имеет 2 разнообразные рабочие поверхности.
Обычная бумага имеет гораздо более широкую цветовую палитру, нежели абразивная линейка и гораздо более бюджетна, что позволит художнику получить максимальное количество вариантов использования.
|
|
|
|
| Mi-teints |
|
| Mi-teints Touch |
|
|
|
Mi-teints Touch | Мазок кладётся очень мягко, с полным контролем легко/плотно. При наложении не видно границ замазов. Пыль от мелка очень жадно схватывается бумагой. Пыли образуется ощутимо немного. Самое удобное, что любую, самую интенсивно прокрашенную область можно стереть в ноль обычным каучуковым ластиком. |
|
|
|
Бумага довольно маркая. Если наносить мягкий графит (2B-8B) то мягким ластиком он легко удаляется с листа, причём 8B удаляется лучше, чем 2B. Т.е. эта бумага очевидно лучше переносит мягкие материалы, но и от H следов от карандаша или его нажима не остаётся.
При использовании твёрдого ластика из натурального каучука удаётся полностью убрать всю сухую пастель с листа, а абразивная часть ластика может помочь убрать все обратимые следы усталости после стирания — любые разводы. Он даже может стереть масляную пастель с листа в значительной степени, но видимый след от неё может быть виден.
Каучуковые ластики сильно «пылят», но это едва ли отпугнёт пастелистов, привыкших «пачкать руки». |
|
|
|
Mi-Teints | При нанесении мазка выделяется ощутимое количество пыли (если это не масляная пастель), при первом мазке рисуется текстура, где-то с 3-его мазка — получается плотный цвет без видимых проблесков. Стираемость очень хорошая, но отдельные пигменты убрать в ноль не получается. Слабый цвет остаётся в порах. |
|
|
|
На гладкой стороне первое движение каучукового ластика по 8B графиту начало смазывать его, но при повторных движениях, графит полностью стёрся, не оставив следов. И с фактурной и с гладкой стороны ластик полностью убирает графит, однако, на сотах делает это легче и визуально чище. Следов усталости не наблюдается. Сама штриховка «приятнее» на фактуре, т.к более ощутима. На гладкой стороне штриховка более укрывистая, что может быть полезно в отдельных случаях.
Существенной разницы в стираемости карандашей разной мягкости не замечено. С этой бумаги удалось полностью стереть всю пастель (сухую), и поверхность не повредилась, стала первородного цвета без следов пигмента. Это даёт прекрасную возможность для художников, которым удобно рисовать «методом вычитания» |
|
|
|
Mi-teints Touch | Даже при самых мимолётных и экспрессивных нанесениях, штрихи выдают плотный мазок, даже при использовании сухой полутвердой пастели.
Видно как без какого-либо смешивания цвета начинают светиться друг через друга. В месте смешения 3-х слоёв по-прежнему видно каждый из них, не смотря на плотность казалось бы каждого слоя. Причём степень этой видимости пропорциональна, а следовательно, контролируема при продуманных работах. |
|
|
|
Художник и без последующего замеса, если он не предполагается в работе, и без последующей обработки (вычитание, клячка) сможет контролировать уровень просвета нужного оттенка. |
|
|
|
Mi-teints | Нанесение сухой полутвёрдой пастели производилось прямыми штрихами в 1 слой. Наслаивание во-многом зависит от степени нажима. Так, при сильном, края мелка могут оставлять следы продавливания на листе, которые повлияют на последующие нанесения. Складывается ощущение, что на эту бумагу лучше наносить деликатные штрихи и работать методом наслаивания, если нужно добиться отсутствия нарочитой декоративности.
|
|
|
|
Если же именно это является художественной задачей, например, рисуется абстракция с проявлением существующей фактуры и созданием новой, то на этой бумаге легко «играть» в эту «жёсткую игру» с надавливаниями/соскабливанием/наслаиванием. Пигменты хорошо ложатся друг на друга, комплиментарно смешиваясь при первом же контакте, что особенно видно на тестовом изображении (св. розовый/синий). |
|
|
|
Mi-teints Touch | Пальцем выдаёт плотный, качественный градиент, но смешивать подушечкой пальца что-либо на абразивной бумаге некомфортно. Расход средний.
В некоторых областях образуются более плотные участки из пастельной пыли, словно не до конца утрамбованные. Другими словами, результат визуально достойный, но на практике такие замесы либо стоит лучше прорабатывать, либо дополнительно фиксировать. |
|
|
|
Ватной палочкой удаётся создать аккуратный, равномерный градиент с затуханием. Расход выше среднего. Пыли уходит много, но оставшаяся выдаёт крепко сцепленную и равномерную область.
Специальный блендер в виде карандаша. Ввиду повышенного износа всех материалов расходного типа на шершавой поверхности, стоит брать в расчёт, что грифель будет быстро стачиваться. Уровень смешивания весьма неплохой, однако следы штрихов от карандаша можно рассмотреть.
Силиконовой растиркой (насадками на кисть) удалось очень легко смешать цвета. Визуально результат похож на результат смешения пальцем. Тоже плотный результат. Наверное, самый экономичный вариант смешивания. Пыль хорошо утрамбовывается в поры. Градиент равномерный и яркий. |
|
|
|
Mi-teints | Палец, в очередной раз подтверждает звание «идеального инструмента». Грамотное соотношение расхода материала и выдаваемого результата. Более плотное закрашивание пор, чем с использованием ваты, менее, чем силиконом. Кое-где могут образовываться проплешины, градиент сильно зависит от характера движения и состояния кожи, однако замес в общем всегда получается равномерным и относительно плотным. |
|
|
|
Ватной палочкой получается достигнуть аккуратного, контролируемого смешения, главное отличие от других типов смешивания — очень сильно подчёркивается текстура, а характер градиента максимально нежный, ненавязчивый. Таким инструментом можно будет делать точечные и очень натуральные замесы пастельной пыли.
Специальный блендер в виде карандаша, как можно судить по результатам теста, показал наихудший результат из 4-х. Сильно съедает материал, образуя проплешины, при смешивании больше смещает пыль, чем равномерно смешивает.
Силиконовой растиркой (насадками на кисть) получается достигнуть самого ровного градиента, фактура на месте смешивания забивается и заливка получается плотной и яркой. Материал почти не уходит. Очень экономичный и удобный способ блендеринга. |
|
|
|
Mi-Teints Touch | На бумаге особо экономично рисовать сухими полутвёрдыми материалами, т.к. они передают меньше пигмента и связующего поверхности, тем самым медленнее забивая зубец бумаги. Как известно, это напрямую влияет на количество слоёв, потенциально удерживаемых поверхностью. Экстрамягкая же пастель довольно быстро заполняет собой фактуру.
Однако, она значительно ярче и требуется меньшее количество слоёв для набора яркости. Работа с ней также сопряжена с особым уровнем комфорта от приятной мягкости нанесения. Чем твёрже пастель, тем она менее насыщенная. |
|
|
|
Сухая пастель моментально схватывается поверхностью. Нужен очень малый нажим, чтобы подчеркнуть фактуру, при обычном и повышенном давлении — мазок получается очень плотным, цвет ярчайший. Расход большой. Отделяется ощутимое количество пыли.
Масляная пастель. Волокна листа позволяют вобрать в себя связующее от пастели, чтобы верхний слой бумаги не так быстро превратился в скользящий, плотно прокрашенный лист. Расход средний. |
|
|
|
Mi-Teints | Сухая пастель имеет большой диапазон техник. Можно сделать гиперреалистичную, сглаженную работу, или весь фокус внимания сместить на проявление текстуры и на характер самого материала.
Фактура «соты» активно проявляет себя в работе. Если этот эффект нежелателен, то можно прибегнуть к более плотному нанесению, или работать по обратной стороне листа. Бумага хорошо принимает пастель, штрих чётко контролируемый, лишняя пыль легко сдувается. |
|
|
|
Масляная пастель сильно отличается от сухой и по ощущению и по финишу. Не оставляет пыли, меньше пачкается. Считается, что ей легче управлять. С помощью такой пастели сложнее добиться «реализма», зато сочность цветов делает эту пастель незаменимой для графичной и выразительной художественной составляющей.
Бумага по ощущению не сильно шероховатая. При беглом нанесении даже можно уловить некий момент, когда пастель не цепляется за очень мелкую фактуру, а просто проскальзывает. Но в бумаге присутствует необходимая рыхлость, пористость, чтобы красиво принять в себя связующее масляной пастели.
При плотном нанесении масляной пастели фактура проявляется затемнёнными точками. Это происходит от того, что заливка содержит в себе участки более насыщенные пигментом, и те зоны на бумаге, где пигмент впитался, потемнели и стали заметны. Показатель перекрытия одного слоя другим на достойном уровне. Контроль хороший. Мелок кроет плотно, повторный мазок не проскальзывает, сцепляется с листом. Пигмент уплотняется на повторяющейся текстуре. |
|
|
|
Mi-teints Touch | Пательные карандаши — это оптимальное решение для художников, предпочитающих работать в реалистичной манере. Кто-то любит слоить мелками, а затем вносить уточнения. Кто-то пишет ими эскизы или накидывает границы для последующей заливки, а кто-то пишет ими полноценные работы.
Большим преимуществом для многих станет форма выпуска, нивелирующая главные неудобства пастельной техники для художников. |
|
|
|
Если работа ведётся по «наждачке», то карандаш можно положить очень плотно, но расход материала будет весьма ощутимым.
Карандаш въедается в бумагу даже при самом мимолётном штрихе, сразу плотно прокрашивая бумагу. Надо приложить усилие, чтобы создать «слабопрокрашенный» участок, совершенно невесомо касаясь грифелем.
На такой бумаге очень легко провести чёткую, относительно тонкую линию. Контроль толсто/тонко — на отличном уровне. Смешиваемость цветов прямо друг на друге выше всяких похвал, даже в графичной работе видны мягкие градиенты. При работе ощущается мягкость материала, его податливость. А аспект полной стираемости, позволяет работать карандашами с максимальным уровнем комфорта. |
|
|
|
Mi-teints | Пастельные карандаши очень хорошо ложатся на бумагу во много слоёв. Выдают контролируемый штрих, и грамотно тушуются. Белый карандаш работает почти как отличный блендер.
Линия при первом наложении характерная, с прерываниями, повторное наложение ведёт к укрывистости. |
|
|
|
Рисунки, выполненные карандашом на «сотах» имеют первоначально рыхлый характер, однако, легко подвергаются «полировке» блендером, или уплотнением новыми слоями.
Легко создать объём, чередуя участки лёгких касаний и более проработанные. Ввиду относительной твёрдости грифеля, может быть сложно добиться равномерного непрозрачного покрытия большой площади. |
|
|
|
Mi-Teints Touch | Чернографитный уголь как в виде карандаша, прессованный и обычный древесный кладётся на бумагу с небольшим прерыванием, но куда меньшим, чем на обычной пастельной бумаге. Плотнее всего ложится обычный древесный уголь. Ярче всего — прессованный в палочках без оболочки. Расход материала повышенный, но требуется совсем небольшой нажим для создания плотной линии.
Цветной прессованный уголь выглядит очень ярко, плотно. По характеру наложения и внешнему виду очень похож на экстра мягкую сухую пастель. Цвета хорошо перекрывают друг друга. Пыль сразу забивает поры и смешение требует действий от художника, а самостоятельное смешение менее выражено.
|
|
|
|
Акварельный карандаш без оболочки выдаёт рыхлую линию с сильными прерываниями, позволяет создать заливку облачного рыхлого характера, при этом частицы совсем не осыпаются с листа.
Классические соусы ведут себя предсказуемо, накладываются жирно, местами видно мазки. Очень хорошее наслоение. Цвета прекрасно гармонируют с такой же выверенной палитрой бумаги этой серии. Можно играть с наложением плотно/рыхло. Бумага влагоустойчива, поэтому соусы можно активировать и делать ими подмалёвки. Расход большой. |
|
|
|
Мелки сангины и сепии визуально похожи в результате на соусы, но более марки, при прикосновении. Мелок послушно кладётся, благодаря твёрдости материала — расход не критично высокий. |
|
|
|
Mi-Teints | Чернографитный уголь как в виде карандаша, прессованный и обычный древесный ложится соответственно ожиданиям. Карандаш и прессованные угли ложатся штрихами с сильными прерываниями, чем толще форма выпуска, тем более рыхлой выглядит линия. Самую яркую линию выдаёт прессованный уголь в палочках, а самую плотную и контролируемую — обычный древесный уголь.
Цветной прессованный уголь сразу плотно забивается в соты, легко слоится, выдаёт не много лишней пыли, прекрасно смешивается. |
|
|
|
Акварельный карандаш без оболочки по ощущениям ведёт себя как твёрдый цветной карандаш, будет хорош для уточнений, но заполнять им площади некомфортно..
Классические соусы кладутся как масляная пастель, ведут себя схоже. Очень плотно забивают фактуру, смешивание среднее, но перекрытие прекрасное. Активацию водой на этой бумаге проводить не стоит — она не влагоустойчива.
|
|
|
|
Мелки сангины и сепии прекрасно слоятся. Самый большой диапазон в разнице плотности нанесения. При лёгком нанесении могут быть использованы для самого рыхлого подчёркивания сот, но также можно создать очень плотную матовую и относительно стойкую «заливку». |
|
|
|
Разный фиксатив может влиять на цвет работы (затемняя её). С его помощью можно увеличить количество слоёв, покрывая средством промежуточные замазы. Однако, если переусердствовать, то карандаш или мелок начнёт скользить (не будет необходимого сцепления пыль/зубец). При распылении фиксатив лучше держать как можно дальше от работы. Замечено невооруженным глазом, как струя сильно бьёт по пастельной пыли, выбивая её с листа и образуя тем самым, тонкие непрокрашенные точки. Таким образом, фиксатив может значительно «съесть» яркость работы, выполненной сухой пастелью. По защищённому слою можно продолжать слоить и, тем самым, скорректировать работу, если были достигнуты нежелательные эффекты. Средство пахуче, схватывается быстро. Его использование не означает 100% защиту работы от смазывания. Скорее, фиксатив позволяет работе не осыпаться, но при механическом воздействии, рисунок может повредиться по-прежнему. Результат сильно зависит от количества средства и способа его нанесения.
Чтобы не смазывать работу следует помнить, что есть хрупкий пастельный слой, которого не следует касаться. Иногда используют мольберт или муштабель для изменения положения в работе. Но, зачастую, достаточно помнить о правиле порядка прокрашивания, а именно, от левого верхнего угла до правого нижнего для правшей, и, наоборот для левшей. |
|
|
|
Mi-Teints Touch | Бумага устойчива к воде, будет полезна при смешанных техниках и при нанесении красочного подмалёвка. В качестве проверки лист был промыт кистью под краном и это не повредило абразивным характеристикам поверхности.
Если говорить о технике mix-media на такой бумаге, то она прекрасно её поддерживает. На листе можно выполнять не только подмалёвки любыми красками на водной основе, но и выполнять ими полноценные работы. Замечено, что на акриловый подмалёвок пастель ложится с меньшим сцеплением. Обычно это нежелательный эффект, однако, если художник хочет положить пастель с «проплешинами», дабы просвечивался фон, то этот эффект придётся очень кстати. Любое качество надо отмечать и понимать, где его можно применить.
Бумага не рассчитана на влажные техники, она, безусловно, позволит нанести какое-то количество влаги на себя, но безболезненно принимает на себя только очень ограниченное количество, достаточное чтобы достойно принять масляную пастель или слегка разбавленные соусы. |
|
|
|
Mi-Teints | Бумага не рассчитана на влажные техники, она, безусловно, позволит нанести какое-то количество влаги на себя, но безболезненно принимает на себя только очень ограниченное количество, достаточное чтобы достойно принять масляную пастель или слегка разбавленные соусы. |
|
|
|
Обычно профи от пастели отдают предпочтение бумаге абразивного характера, так как она способна выдержать много больше слоёв, однако, как всегда это вопрос мастерства. Например, если работать деликатно, лёгкими касаниями, то и «простая» бумага позволит выполнить многослойную работу.
Но даже самые искушённые профессионалы прибегают к использованию этой бумаги для создания эскизов, тоновых и цветовых набросков, работы углём, сангиной и для экспрессивных рисунков в 1-3 слоя.
Обычная бумага имеет гораздо более широкую цветовую палитру, нежели абразивная линейка и гораздо более бюджетна, что позволит художнику получить максимальное количество вариантов использования. |
|
|
|
|